сегодня съездила в раменское. прикольный город. Сходило мя в кинотеатр с другом. Шел там фильм «Царствие небесное». Впечатлений море… но по порядку.
Потрясающе снятый, дорогущий, красивый, масштабный псевдоисторический…. БРЕД!!!!
Итак, эпоха крестовых походов, жесткий феодализм, блАгАродные мужчины все поголовно ходят в костюмах из кованого железа, выражают свою сексуальность исключительно через длину мечей и считают за блАгАродное дело немного повоевать на Святой земле под предлогом защиты или освобождения святого града Иерусалима от мусульман-сарацинов.
Мдя. Вот честно скажу, роль Балиана – кузнеца и внебрачного сына барона несколько реанимировала в моих глазах Орландо Блума как актера. Для разнообразия он сыграл не пид*растического недочервяка, а очень даже прямолинейного, честного (иногда слишком честного) и благородного мужчинку…
Ситуация в Иерусалиме как то сильно напоминает ситуацию при дворе Людовика 14 (ну, мушкетеры и гвардейцы кардинала, деТревиль и компания…), только вопросы несколько другие – резать мусульман или нет. Пару раз в фильме звучит мысль о том, что нужно стать едиными – святыни всех трех религий вместе в Иерусалиме, что-то там про единое сердце всего мира… вроде как нужен мир и покой, а его постоянно нарушают резней и войнами.
Король слаб по причине болезни – он прокаженный, из-за чего весь фильм ходит в металлической маске. Это не мешает ему быть другом шейха Саладдина и разруливать военные конфликты с минимумом жертв. Правда, он быстро умирает, и на его место восходит его сестра Сивилла с мужем, которого терпеть не может. Муж сразу же развязывает войну, потому как предводитель злобных и нехороших тамплиеров, которые режут мирных мусульман почем зря.
Надо сказать, что король и его сестричка предложили занять его место Балиану… но тот отказался из соображений чести (ну-ну). Чем, кстати, сильно обидел принцессу, с которой муж обращается очень грубо.
В общем, король умирает, его преемник развязывает войну и идет с войском на Саладдина. Тот дожидается, пока рыцари не зажарятся в своих доспехах и не изведут всю воду, и вырезает всех подчистую. Причем интересно выглядит огромный позолоченный крест, который войско несло с собой как знак того, что с ним Господь. К нему привязали всех капелланов и сожгли. Странно, но картина эта жалости не вызывает.
Балиану, оставшемуся защищать Иерусалим, становится ясно, что осады не избежать. Он готовит оборону с использованием технического прогресса. Правда, до ям с кольями, незаменимых против конницы, так и не додумался… зато заготовил горючие снаряды, жидкость для тушения пожаров, стрелы и другие боеприпасы.
Главная мысль Балиана как защитника города – спасти не стены и храмы, а жителей. Такая вот демократия, немыслимая для средневекового человека в принципе и как факт.
В общем, осаду город не выдержал, но Балиан договорился, что его жителям позволят уйти с миром. Сам вернулся в Англию вместе с принцессой, отказавшейся от короны и снова начал жить как кузнец.
Про потрясающие батальные сцены, огромную массовку, работу пиротехников и гримеров говорить не буду – это надо видеть.
Омрачает впечатление от боев то, что доспехи были собраны со всех времен и народов. Преимущественно, конечно, кольчуги (хотя… какая кольчуга у рыцаря, к тому же еще и барона? Тогда были в моде кованые доспехи а-ля железный шкаф, и для коней тоже)… причем мой спутник периодически слышал язвительные замечания типа: «А ну-ка, надень кольчужный капюшончик на свои лохмы… а потом попробуй снять». Смешно…
Сарацинская пехота (!) таскала прямые полутораручные мечи, а при обстреле со стен пыталась построить из круглых щитов подобие римской «черепахи»…
НО!!!
Ничто не сравнится со сценой, в которой шестеро злобных тамплиеров пришли убивать Орландо Блума, который мирно сидел себе в тени пальмы. Вы пробовали лупить кулаком по жестяному ведру? Нет? Советую попробовать. Спорю, что больше чем на два удара вас не хватит. А Орландо… в смысле Балиан, лупцует голыми руками по шлемам, причем противник реагирует так, будто бьют его реально по мордасам… получает кованым сапогом по морде.. но остается жив!!!!
Сцена обстрела Иерусалима горящими снарядами до жути напоминает бомбежки времен Второй Мировой – и по дальности полета снарядов, и по взрывам, и по разрушениям… но снято красиво – тысячи горящих шаров летят в ночи…
Образы героев…
Единственный женский образ – принцесса Сибилла – поставил меня в тупик. Первое – чего она там забыла? Принцесса крови? В воюющей стране? И почему она выглядит слишком по восточному для европейской принцессы Средневековья и ведет себя как современная нам женщина? ГОЛЛИВУД… мать его.
Образ шаха Саладдина… ООООО!!! Это был экстаз. Мой спутник неоднократно слышал мяв типа «Какой он красивый!!! Какой мужчина» и тому подобное. Потому что актер на самом деле потрясающий – даже в его возрасте у него молодые глаза и очень властная внешность… в общем, мя растаяло (это, кстати, редкость для меня).
Вопрос вызывает религиозная принадлежность авторов фильма. Сейчас объясню почему.
Первое. Главный герой считает, что Бог от него отвернулся, но тем не менее он становится спасителем святыни. Отступник и убийца священника становится Избранным.
Второе. ВСЕ религиозные лица, исповедующие христианство в данном фильме, показаны как трусы, умеющие лишь разжигать вражду (крик паломника – монаха: «Убийство неверного грехом не считается», диалог епископа и Балиана перед штурмом города – епископ предложил рвать когти и плюнуть на жителей города, отказался участвовать в сжигании погибших воинов и вообще малоприятная личность). Опять же – сожженный крест…
Третье. Ни один из положительных героев на протяжении фильма не обращается к Богу, не посещает церковь (исключение – сцена соборования и исповедания отца Балиана, но и она как-то смята и невнятна, и захоронение на святой земле креста жены Балиана). Христианская принцесса дарит Балиану, уходящему на смерть, не крест и не ладанку с мощами святого, а… амулет, судя по виду, арабский, причем «запечатывает» его своим поцелуем. Единственное громкое упоминание Господа в устах христиан – громогласное «С нами Бог!!!» перед началом очередной бойни.
Четвертое. Все, исповедующие ислам в данном фильме, регулярно молятся, возносят хвалы своему Богу, даже останавливая ради этого сражения. При этом отношение к христианским святыням если не трепетное, то уважительное (крест, поднятый Саладдином в финале).
Пятое. Все, исповедующие ислам в данном фильме, поголовно честные, благородные люди, которые не режут невинных жителей, не мстят за давние обиды и готовы простить врага за благородство в бою, держа данное слово и придерживаются неписанного кодекса чести… чем христиане, в свою очередь, похвастаться не могут.
Возникает вопрос – к чему такие реверансы в сторону ислама? Восток, конечно, дело тонкое, но и меру знать надо, особенно в свете нынешней ситуации в мире…